Кому в здравом уме может понадобиться сжигать деньги? Однако в мире криптовалют на первый взгляд контрпродуктивная мера имеет разумное основание и довольно часто используется. На базе этой механики построен алгоритм консенсуса — PoB.

Что такое сжигание монет

Сжигание токенов или просто сжигание (burning) — это механизм, который криптопроекты используют для безвозвратного изъятия или уничтожения некоторого количества токенов из существующего предложения.

Как сжигают криптовалюту

Сжигание криптовалюты должно удовлетворять одному ключевому требованию — процесс подразумевает безвозвратное изъятие монет из обращения. Для этого, как правило, используются специальные адреса, не имеющие приватного (закрытого) ключа. То есть такой адрес может работать только на прием. Это значит, что криптовалюта, которую отправляют на подобный адрес, больше никогда не сможет принадлежать кому-либо, поскольку инициировать транзакцию с адреса невозможно.

Для примера: уничтожить нативные коины в системе Эфириум можно, отправив монеты на адрес 0x0000000000000000000000000000000000000000. Это как раз адрес без приватного (закрытого) ключа,
использующийся для сжигания ETH. Как только монеты оказались на этом адресе, их можно считать списанными — в обороте они участвовать уже не будут.

Если верить
обозревателю блокчейна, на этом адресе лежит 13 365 ETH или более 50 млн в пересчете на доллары США.

Зачем вообще может понадобиться сжигать монеты

Возникает логичный вопрос — почему так происходит? Кто тот благотворитель, который добровольно расстается с миллионами долларов? Причины могут быть разными.

Одна из главных – уменьшение предложения токена. Таким способом происходит «дефляция»: общее количество монет уменьшается, а потому спрос на них должен, в теории, увеличиться.

Пример – алгоритмические стейблкоины, которые путем контролируемого минтинга и сжигания поддерживают свою привязку к активу (как правило, это доллар США). Например, если спрос на стейблкоин вырастет, а цена отклонится выше долларовой привязки, алгоритм протокола произведет эмиссию стейблкоина. А вот если наоборот, цена вдруг упадет ниже, то алгоритм будет сжигать монеты в попытке увеличить их цену, чтобы она вновь сравнялась с долларом.

Иногда, кстати, сжигание токенов
сравнивают с выкупом компанией своих акций. Сравнение довольно условное, но с точки зрения целей сходство действительно есть: компании прибегают к практике обратного выкупа, в том числе ради поддержания цены акций. Некоторые криптопроекты добиваются тех же целей, сжигая токены. Особенно близка к обратному выкупу акций криптовалютная стратегия Buyback-and-burn (от английского «выкуп и сжигание»), когда создатели проекта сначала выкупают монеты у пользователей, чтобы потом сжечь и повысить тем самым цену на оставшиеся монеты.

Еще одна причина для сжигания монет коренится в обеспечении работы протокола. В Эфириуме, с внедрением EIP-1559, часть комиссии (так называемая базовая комиссия – the base fee) за каждую транзакцию сжигается. Механизм помогает стабилизировать плату за газ и делать ее более предсказуемой.

Важно вспомнить, что технически сжигание может происходить и без уважительной причины. Например, если пользователь потеряет приватный ключ. Такое, увы, весьма часто получается, например, у держателей биткоинов. Да, у такого сжигания нет разумного экономического обоснования и это (особенно для пострадавших) скорее отрицательная практика, чем положительная. Но технически вполне попадает по категорию сжигания, так как последствия те же — утерянные биткоины оказываются недоступными для дальнейшего оборота.

И, наконец, одно из самых интересных использований механики сжигания криптовалюты – это вынесенный в заголовок алгоритм консенсуса Proof-of-Burn.

Что такое Proof-of-Burn

Простое и довольно емкое описание Proof-of-Burn было дано в
документации к проекту Slimcoin, который первым реализовал PoB. Дословно: 

«Доказательство сжигания (Proof-of-Burn) работает так же, как виртуальный майнинг: вы приобретаете оборудование, сжигая монеты. Чем больше монет сожжете, тем мощнее будет ваша майнинговая установка. Каждая виртуальная установка дает вам шанс на добычу новых блоков в течение длительного времени. Точно так же, как если бы это было настоящее оборудование для майнинга. И ровно так же, как устаревают из-за закона Мура машины для майнинга, виртуальное оборудование тоже будет со временем терять эффективность».

То есть прием, который пытаются реализовать Proof-of-Burn, сводится к тому, чтобы воспроизвести логику майнинга без необходимости прибегать к самому процессу майнинга, со всей его энергозатратностью, экологическим следом и сложностью. Идея, стоящая за Proof-of-Burn, довольна проста: сама по себе чистая вычислительная мощность не так важна для предотвращения недобросовестных манипуляций над блокчейном. Гораздо более важной в PoW является стоимость этой вычислительной мощности. 

То есть злоумышленнику должно быть экономически крайне трудно получить возможность сделать что-то нехорошее с блокчейном. В этом одна из фишек Proof-of-Burn. Ведь можно сделать экономические препятствия для злоумышленников, не прибегая к майнингу – достаточно скопировать его логику и удостовериться: «виртуальный майнинг без майнинга» будет затратным. То есть в логике Proof-of-Burn достаточно попросту сжечь деньги и притвориться, что они ушли на майнинг. 

Экономически это отчасти так и есть – деньги действительно оказываются потрачены. А как с технической частью?

Как работает Proof-of-Burn

Технически процесс Proof-of-Burn (снова на примере Slimcoin) выглядит так: пользователь при помощью специальной команды сжигает часть своих монет, отправляя на особый адрес и изымая тем самым из оборота. Когда система обнаруживает, что пользователь сжег монеты, его адресу присваиваются баллы под названием «эффективные сожженные коины» (Effective Burnt Coins). Эти коины определяют шанс пользователя найти новые блоки. То есть чем больше монет было сожжено, тем выше шанс нахождения нового блока.

Со временем показатель Effective Burnt Coins пользователя уменьшается, поэтому если человек заинтересован в «Proof-of-Burn майнинге», он будет вынужден снова сжигать монеты.

С экономической точки зрения сжигать монеты в долгосрочной перспективе прибыльно: как и у Proof-of-Work, у PoB вознаграждения за блоки достаточно высоки, чтобы позволить участникам получить прибыль. Да, инвестиции не отобьются за один час или один день, но, как говорит документация Slimcoin, в большинстве ситуаций пользователь получит
больше монет, чем сжег. Собственно, если бы было как-то иначе, никакого экономического смысла участвовать в PoB не было бы.

Сжигаемый запас

Выходит, Proof-of-Burn может работать только тогда, когда есть что сжигать. И тут возникает много вопросов, самый очевидный из которых – а что происходит в начале, когда монет для сжигания еще нет? На примере Slimcoin можно увидеть: все очень просто – на подхвате старый добрый майнинг на Proof-of-Work. Теоретически его должно быть достаточно для генерации начального пула монет, которые впоследствии будут сжигаться для продления жизни блокчейна. Но в Slimcoin пошли дальше и там работают одновременно PoS, PoW и PoB. Это во многом из-за того, что архитектурно проекта многое взяла у Peercoin, с его одновременной реализацией на PoS и PoW.

Но в любом случае, PoB не может работать в вакууме. Алгоритму нужно, чтобы было что сжигать, и из ниоткуда это топливо не возьмешь. Поэтому PoB нужна помощь других алгоритмов, чтобы как минимум создать изначальный запас монет.

Но тут есть одна интересная механика, которая теоретически позволит избежать первичного задействования других алгоритмов консенсуса.

PoB как механизм перехода между криптовалютами

Дело в том, что можно использовать монеты одного блокчейна как доказательство сжигания для другого. И таким образом, в теории, один блокчейн сможет порождать другой PoB-блокчейн.

Для этого нужно, чтобы PoB-блокчейн начинался с полного каталога всех неизрасходованных транзакций старой монеты. Чтобы затем можно было фиксировать все моменты сжигания монеты на ее блокчейне ради начала работы PoB на другом блокчейне. В этом случае сжигание монет одного блокчейна
подпитывает виртуальный «PoB-майнинг» другого.

Но это все пока в теории – на практике никто такого, насколько мы знаем, пока не делал. Однако, как возможность, механизм представляет определенный интерес и может быть, в будущем его потенциалом воспользуются разработчики.

Вывод

Несмотря то, что сжигание монет – дело привычное для мира криптовалют, Proof-of-Burn как алгоритм консенсуса пока не получил большой популярности. Самый известный проект на PoB – Slimcoin – звезд с неба не хватает. Одна из причин: PoB по большому счету пытается симулировать майнинг без реального выполнения работы. И это на фоне, например, Биткоина, где все устроено иначе. Также большой проблемой является необходимость изначальной генерации монет – тут без других алгоритмов консенсуса не обойтись.