В четверг, 17 ноября, в Госдуму был внесен проект поправок в закон «О цифровых финансовых активах», которые должны узаконить добычу любой цифровой валюты в России.

Поправки призваны, по мысли авторов, закрепить в законодательстве понятие майнинга как «создания цифровой валюты (криптовалюты)». Однако среди прочего в тексте есть пункт, который прямо запрещает рекламу и оборот в РФ любой цифровой валюты.

Что говорится об ограничении оборота

Дословно:

«В Российской Федерации запрещается реклама и (или) предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют, а также товаров (работ, услуг), в целях организации выпуска, выпуска, организации обращения, обращения цифровой валюты (за исключением майнинга цифровой валюты)».

Это, конкретно, поправки в статью №14 «Оборот цифровой валюты».

Необходимость законопроекта, согласно пояснительной записке, вызвана тем, что в России отсутствует законодательство о выпуске и обороте цифровых валют. При этом, констатируют авторы, активно развит майнинг.

Что говорится о майнинге

Регулировать майнинг должен специальный госорган, который назначит правительство. Требования к юрлицу и физлицу, которые имеют право заниматься майнингом, организовывать майнинг-пул либо становиться его участником – тоже отдаются на откуп правительственным чиновникам.

Добытая майнингом криптовалюта «подлежит реализации без использования российской информационной инфраструктуры». За исключением случая, когда продавец – сам майнер. В таком случае, говорит текст проекта, продажа разрешена, но «через уполномоченную организацию в рамках экспериментального правового режима».

Под майнингом понимается «деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте».

Что может означать законопроект

Изложенный в новом пункте 8 статьи 14 запрет формально не относится к обороту криптовалют в целом. Он запрещает только широкое (не адресное) предложение и рекламу любых товаров и услуг, связанных с публичными криптовалютами. 

Например. Стейкингом в индивидуальном порядке, следует из текста, заниматься будет можно. Но организовать пул стейкинга и предлагать его как услугу — нет.

Прямой P2P-обмен криптовалют со знакомыми или в приватных группах разрешен, но публичное предложение обмена должно быть запрещено. Таким образом, под запрет попадают практически все действующие сейчас криптообменники.

Точно так же следует рассматривать любые другие услуги, связанные с криптовалютами. В частном порядке можно, как коммерческий продукт или услугу — нельзя.

Обращаем внимание: в процессе обсуждения этот пункт законопроекта, как и другие, могут быть изменены.

Кто внес и продвигает законопроект

Поправки внесла группа из 16 депутатов, в том числе достаточно статусных: председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, зампредседателя комитета Аркадий Свистунов, зампредседателя комитета по информационной политике Антон Горелкин, первый зампредседателя комитета по безопасности Андрей Луговой, бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и так далее.

Проект только что внесен, и теперь председатель Госдумы должен разрешить вынести его на рассмотрение профильным комитетом. То есть комитетом по финансовому рынку либо по информационной политике – или обеими комитетами сразу. Комитет рассматривает и рекомендует Госдуме принять или отклонить законопроект. Затем, на пленарном заседании, за законопроект голосует Госдума – или против, и тогда документ отклоняется.

В октябре рассматривалась изначальная версия поправок о майнинге, но за них проголосовали против на заседании Госдумы по инициативе председателя финансового комитета, который сейчас является одним из авторов новой версии. Весной тот же Анатолий Аксаков обещал законопроект о регулировании криптовалют в России как раз «к осени».

В январе Центробанк предлагал полностью запретить оборот и майнинг криптовалют, установив штрафы для нарушителей. Однако тогда дело дошло только до «общественных консультаций».